В среду в Нью-Йорке Совет Безопасности ООН принял давно ожидаемое решение о новых санкциях против Ирана. За новую резолюцию 1929 проголосовали 12 членов совета, в том числе все пять постоянных членов — Китай, США, Россия, Великобритания, Франция. Против выступили Бразилия и Турция, которые ранее договорились с Тегераном о дообогащении ядерного топлива. Но у этих стран нет права вето. Еще один член Совбеза — Ливан — при голосовании воздержался. «Турция озабочена тем, что решение Совета Безопасности ООН может нанести вред дипломатическим усилиям и возможности мирного урегулирования проблем, связанных с иранской ядерной программой», — сказано, в частности, в заявлении турецкого МИДа.
Россия поддержала санкции с оговорками.
«Не можем оставить без внимания доходящие до нас сигналы о намерении некоторых партнеров чуть ли не сразу после решения в Нью-Йорке перейти к рассмотрению дополнительных, более жестких, нежели предусмотренные резолюцией СБ ООН, мер воздействия на Иран», — заявил сразу после заседания российский МИД. На Смоленской площади опасаются, что санкции могут затронуть российские компании. «Категорически отвергаем и национальные решения, касающиеся введения «экстерриториальных санкций», т. е. ограничительных мер по собственному законодательству в отношении физических и юридических лиц третьих стран.
Подобные решения, если под них попадут российские юридические и физические лица, чреваты принятием нами ответных мер», — резко отреагировали в МИДе.
В соответствии с новым пакетом санкций вводится запрет на продажу Ирану восьми видов тяжелых вооружений, в том числе зенитно-ракетных комплексов. Новый пакет санкций сопровождается тремя дополнениями, в которых перечислены частные лица, предприятия и иранские банки, в отношении которых также будут введены санкции — запрет на поездки и замораживание их активов за рубежом. Кроме того, Иран не сможет инвестировать в некоторые сферы экономики за рубежом, в частности в урановые рудники. Резолюцией устанавливаются жесткие ограничения, препятствующие приобретению Ираном материалов для производства баллистических ракет.
По первым сообщениям, Москва была готова свернуть поставку в Иран ракетных комплексов С-300, договор о продаже которых существует. Однако уже днем Россия официально уведомила мировое сообщество, что поставкам новые санкции не помеха.
«Решение СБ ООН для любой страны является обязательным для выполнения, и Россия здесь не исключение. Естественно, будет заморожен и контракт на поставки Тегерану зенитных ракетных систем С-300», — сказал источник «Интерфакса» утром четверга. Однако к середине директор федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев заявил, что Россия не считает себя связанной резолюцией Совбеза. «В отношении поставок С-300 Ирану Россия никак не связана резолюцией Совбеза ООН и работа по этому контракту идет», – сказал Дмитриев
Одним из самых заметных новшеств резолюции станет досмотр иранских судов в открытых морях и судов, следующих в Иран. Иранское руководство уже отреагировало на решение Совбеза в крайне негативных тонах. «Со всех сторон на нас обрушиваются санкции. Для нас это как назойливые мошки», — сказал Махмуд Ахмадинеджад, находившийся с визитом в Таджикистане.
«Против нас сейчас приняли резолюцию, но мы к ней относимся, как к бумажной салфетке, которой вытерли рот и бросили в урну», — сказал иранский лидер перед иранской диаспорой в столице Таджикистана. «Мы терпели многое — вытерпим и это», — заключил он.
В Тегеране заявляют о готовности продолжить свою атомную программу. Об этом уже заявил представитель страны в МАГАТЭ. В Иране готовы пойти на дальнейшее охлаждение отношений с мировым сообществом, в том числе и с дружественной ранее Тегерану Москвой.
Впрочем, введенные санкции не последнее, что может угрожать Ирану. Израильский премьер Беньямин Нетаньяху после принятия резолюции заявил, что теперь международному сообществу следует нанести удар по энергетической сфере Ирана. «Мы надеемся, что за этими позитивными (решениями) последуют решительные действия стран, нацеленные, в частности, на ограничение энергетического сектора Ирана», — заявил Нетаньяху.